ЧТО НАРУШАЕТ ПОСТ ? Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах Вопрос: «Что нарушает пост?» Ответ: «Пост нарушают: 1) Половой акт. 2) Еда. 3) Питьё. 4) Выход спермы в результате полового возбуждения. 5) То, что заменяет приём пищи и питье. 6) Преднамеренная рвота. 7) Выход крови в результате хиджамы. 8) Выход менструальной или послеродовой крови. На запрет полового акта, а также пищи и питья во время поста указывают слова Всевышнего Аллаха: «Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (сура «аль-Бакара», аят 187). Что касается выхода спермы в результате полового возбуждения, то об этом говорится в словах Всевышнего Аллаха из хадиса кудси о постящемся: «…(постящийся) воздерживается от еды, питья и половых отношений ради Меня» (Муслим (1151)). Согласно словам Пророка ﷺ, выход спермы относится к половой страсти и желанию: «Совершение любым из вас (с женой) полового сношения — это садака (милостыня)». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, разве за то, что кто-то из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?». Он ответил: «Если бы кто-нибудь из вас удовлетворил свое желание запретным (образом), понес бы он наказание? Но точно так же, если он сделает это дозволенным образом, то получит награду» (Муслим (1006)). Под удовлетворением желания имеется в виду выход спермы, поэтому, согласно наиболее верному мнению, выход смазки (мази) не портит пост, даже если она вышла со страстью (без полового акта). Под тем, что заменяет еду и питьё, подразумеваются питательные инъекции, которые могут заменить собой еду и питьё. Даже если по сути они не являются едой и питьем, они играют их роль, т.к. могут заменить их собой. Если нечто играет роль какой-то другой вещи, оно имеет такую же шариатскую норму, как и та вещь. Силы в теле поддерживаются посредством этих уколов (даже если человек не принимает еду и питье), и это означает, что через них тело получает питание. Что касается уколов и инъекций, которые не являются питательными и не заменяют собой еду и питье, то они не нарушают пост, и не важно, получает ли их человек внутривенно, внутримышечно или как-то иначе. Преднамеренная рвота — когда человек сам решает вырвать то, что у него в желудке, и рвотные массы выходят у него со рта. На то, что рвота нарушает пост, указывает хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который передал слова Посланника Аллаха ﷺ: «Если рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить; если же она наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост» (Абу Дауд (2380), ат-Тирмизи (720)). Смысл (запрета на преднамеренную рвоту во время поста) в том, что, когда человек вырывает, его желудок освобождается от пищи, и тело захочет восполнить эту пустоту. Поэтому мы скажем: в случае, если человек совершает обязательный (фард) пост, ему нельзя вызывать у себя рвоту, а если он вырвет, то испортит свой обязательный пост. На то, что выход крови в результате хиджамы нарушает пост, указывает хадис Пророка ﷺ: «Пост нарушается у ха́джима (того, кто сделал хиджаму) и у махджу́ма (того, кому ее сделали)» (Аль-Бухари (19370. Ат-Тирмизи (774).). О недействительности поста при менструации или послеродовых выделениях у женщин Пророк ﷺ сказал: «Разве (женщины) не прекращают молиться и поститься, когда у них идут месячные?» (Аль-Бухари (304), Муслим (79).). Ученые имеют единогласное мнение о том, что пост женщины, у которой идёт менструация, а также пост женщины с последородовыми выделениями является недействительным. Все вышеперечисленные пункты нарушают пост, однако нарушен он будет только при наличии трёх условий: 1) Знание. 2) Память. 3) Цель или умысел. Пост человека будет нарушен только при наличии этих трех условий. • Первое условие: постящийся должен знать о шариатском законоположении и о времени. Если он не знает о шариатском положении или времени, то его пост, согласно словам Всевышнего Аллаха, действителен: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись», и Аллах сказал: «Я уже (это) сделал». Также Всевышний Аллах сказал: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» (сура «аль-Ахзаб», аят 5). И это два общих довода из Корана. Также в достоверной сунне приводятся конкретные доводы о посте. В достоверном хадисе от ‘Ади́ ибн Ха́тима, да будет доволен им Аллах, рассказывается, что, когда он постился, он положил под подушку два ‘икаля (две верёвки, которыми связывают передние конечности верблюда, когда он садится). Одна из этих веревок была черная, а вторая — белая. Он ел и пил до тех пор, пока не смог отличить белую верёвку от черной, а потом начал держать пост. Утром он отправился к Посланнику Аллаха ﷺ и рассказал ему об этом, и Пророк ﷺ разъяснил ему, что под белой и черной ниткой в аяте подразумеваются вовсе не обычные нитки: под белой ниткой имеется в виду белизна дня, а под черной ниткой — ночная мгла. После этого разъяснения Пророк ﷺ не велел ему восполнить его пост (Аль-Бухари (1916), Муслим (1090)), потому что раньше ‘Ади не знал о шариатском постановлении (связанном с определением начала времени поста) и неправильно понимал значение благородного аята. Что касается ситуации, когда человек не знал о времени (начала поста), то в «Сахихе» аль-Бухари передается хадис от Асмы бинт Аби Бакр (да будет доволен Аллах ей и ее отцом), которая сказала: «Однажды при жизни Пророка ﷺ мы разговелись в облачный день, после чего показалось солнце» (Аль-Бухари (1959)), и Пророк ﷺ не приказал им возместить этот день. Если бы возмещение того дня поста было обязательным, Пророк ﷺ непременно приказал бы им его возместить, а если бы он это приказал, то сподвижники непременно донесли бы это до всей уммы, т.к. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (сура «аль-Хиджр», аят 9), однако об этом приказе ничего не говорится, хотя были все возможности и поводы для того, чтобы передать о нем (другим). Таким образом, становится понятно, что Пророк ﷺ не велел им возместить этот день. Раз он не повелел им восполнить тот день поста, — значит, это не обязательно. Пример такой ситуации: какой-то человек проснулся и думал, что еще ночь. Он что-то поел и выпил. Позже ему стало ясно, что он ел и пил уже после начала времени фаджр. Он не должен будет возмещать этот день, потому что он ел и пил, не зная, сколько времени. • Что касается второго условия (при котором пост нарушается), то оно связано с тем, что (совершая запретные действия) человек помнил о том, что постится. Противоположность этому состоянию — забывчивость. Если он что-то съел или выпил по забывчивости, то его пост действителен, и ему не надо будет восполнять этот день, т.к. Всевышний Аллах сказал: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись», и Аллах сказал: «Я уже (это) сделал». В хадисе от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что Сам Аллах накормил его и напоил» (Аль-Бухари (1933), Муслим (1155)). • Третье условие: преднамеренность и умысел, когда человек совершает запретное действие по своей воле. Если же он сделает что-либо (нарушающее пост) не по своей воле, то его пост действителен — не важно, заставили его или не заставили. Всевышний Аллах сказал о тех, кого принудили к неверию: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после то го, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы вели кие мучения» (сура «ан-Нахль», аят 106). Если шариат снимает ответственность с тех, кто совершил неверие под принуждением, то все остальные нарушения, совершенные вопреки воле человека, тем более прощаются ему. В хадисе передается, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах простил моей умме ошибки, забывчивость и все, к чему они были принуждены вопреки собственной воле» (Ибн Маджа (2045).). Поэтому, если в нос постящегося, например, попадет пыль, и он почувствует ее вкус у себя в горле, после чего она спустится в его желудок, то от этого его пост не испортится, т.к. он проглотил эту пыль непреднамеренно. Также, если его заставят разговеться, и он разговеется под принуждением, то его пост не нарушится, потому что разговение произошло не по его воле. Или, если во сне у него произошла поллюция, его пост всё равно будет действителен, так как во сне человек не может делать что-то преднамеренно; также, если мужчина заставил свою жену вступить с ним в половую близость во время поста, то ее пост будет действителен в связи с тем, что она совершила это не по доброй воле. Здесь возникает вопрос, который мы должны постараться понять: если мужчина нарушит свой пост, вступив в половую близость днем в рамадане (и в этот день пост для него был обязательным — ваджибом), то из этого полового акта будут вытекать следующие пять последствий: — Первое: он заработает себе грех. — Второе: остаток дня он должен будет воздерживаться от всего, что нарушает пост. — Третье: его пост (в этот день) будет испорчен. — Четвертое: ему нужно будет возместить этот день рамадана. — Пятое: ему надо будет сделать искупление этого греха. Нет разницы между той ситуацией, когда человек знал, что за половую близость в рамадане ему полагается искупление, и когда он этого не знал. На того мужчину, который вступил в половую близость с женой во время поста в рамадане, не зная, что за это ему придется делать искупление, распространяются все шариатские нормы, о которых мы говорили выше, поскольку он преднамеренно сделал то, что нарушило его пост, а преднамеренное нарушение поста влечет за собой определенные шариатские нормы и положения. В хадисе от Абу Хурейры рассказывается, как один человек пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я погиб!». Он ﷺ спросил: «Что же погубило тебя?». Мужчина ответил: «Я вступил в половую близость со своей женой в рамадане, во время поста», и Пророк ﷺ повелел ему сделать искупление (каффару), несмотря на то, что изначально тот человек не знал, должен ли он будет делать каффару или нет. Из предосторожности мы сказали, что это искупление касается только такого случая, когда человек обязан был держать пост, потому что, например, если постящийся вступит в половую близость с женой, будучи путником, то ему не надо будет делать искупление. Допустим, какой-то человек находится в пути вместе со своей женой (в рамадане), и оба они держат пост, и затем он вступает в половую близость с женой: за это ему не нужно будет делать искупление. Несмотря на то, что путнику разрешено поститься, ему не обязательно держать пост до конца дня, и при желании он может завершить пост до конца дня или прервать пост, и потом (после рамадана) восполнить тот пропущенный день». См. «Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, 599-606, вопрос 413

Теги других блогов: религия пост нарушения